Аннотации к курсам 2020/21 год

Шедевры мирового искусства: арт-погружение

Преподаватель: Заложных Ю.С., культуролог, искусствовед, заведующая экспозиционно-выставочным отделом калужского музея изобразительных искусств

О курсе: Курс «Шедевры мирового искусства» предложит учащимся проследить путь развития искусства и культуры от самых простых до суперсовременных, часто провокационных и неоднозначных, вещей и найти ответы на вопросы: в чем красота и гармония Венеры Милосской (даже при отсутствии рук)? Как смотреть картины Рубенса и Рембрандта, и что эти художники хотели сказать зрителю в своих, на первый взгляд простых, сюжетах? В чем, все-таки, смысл черного квадрата Малевича? Можно ли вообще назвать искусством законсервированную в банку акулу, комки бумаги и разноцветные точки на поле картины? – а также многое другое. И хотя, чтобы понять искусство, им необходимо заниматься всю жизнь, курс арт-погружения может явиться стимулом для дальнейшего его изучения, а для кого-то, возможно, даже станет этапом профориентации.

Форсайт и стратегическое планирование

Преподаватель: Остапенко О.В., заместитель директора МБОУ «Лицей № 48» г.Калуги, педагог-психолог

О курсе: Форсайт отличается вовлечением в процесс создания будущего тех, кто в нем наиболее заинтересован, комплексным моделированием основных факторов и сил, которые на это будущее влияют. Цель курса – развитие творческого потенциала учащихся, формирование организаторских и исполнительских умений и навыков для активного использования их в организации собственного будущего. Основными задачами курса являются формирование лидерских качеств (навыков руководства и умения руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии), организация занятий по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала, знакомство обучающихся с форсайтом и алгоритмом планирования своего будущего. Задания курса способствуют развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, настойчивости и воли.

Латинский язык

Преподаватель: Савина Е. А., старший преподаватель кафедры русского языка КГУ им.К.Э.Циолковского

О курсе: Курс знакомит учащихся с основами латинской грамматики (в постоянном сопоставлении с грамматикой европейских языков) и лексики (с поисками как общих индоевропейских слов, так и дериватов в русском и других языках). В ходе прохождения занятий курса обучающиеся учатся осознанно читать на латыни, имеют возможность выучить уникальные афоризмы, попрактиковаться в навыке медленного, вдумчивого чтения, анализа и перевода латинских текстов. Участников ожидает увлекательное погружение в античную культуру, следы которой доходят и до современного мира. Также прохождение курса позволит основательно подготовиться к олимпиадам: уже в первый год открытия данного курса выпускница Гуманитарной школы смогла занять 3 место в Московской олимпиаде школьников по латинскому языку и античной культуре.

Культура речи

Преподаватель: Савина Е. А., старший преподаватель кафедры русского языка КГУ им.К.Э.Циолковского

О курсе: Курс нацелен на формирование осознанного отношения к собственной речи: понимания связей между языком и речью, литературным языком и нелитературными вариантами, уровнями языка и типами норм, ситуацией, целью и отбором языковых средств; а также на практическое овладение основными нормами современного русского литературного языка.

Логика

Преподаватель: Меньшиков П.В., доцент кафедры психологии развития и образования КГУ им.К.Э.Циолковского

О курсе: Курс охватывает все основные разделы классической логики. Главная цель, на которую курс направлен, – повышение интеллектуальной компетентности учащихся, развитие навыков «культурного мышления». В этой связи объяснение теоретического материала и подбор форм работы на практических занятиях адаптированы к уровню теоретических знаний учащихся и предполагают учет возрастных особенностей восприятия. Основными формами работы выступают решение логических задач, эвристический поиск проблем, выполнение творческих работ по логическому анализу текста и усвоению навыков логически грамотной аргументации.

Медиариторика

Преподаватель: Константинова И.Б., педагог дополнительного образования  ГБУ ДО КО «ОЦДОД им.Ю.А.Гагарина»

О курсе: В курсе медиариторики обучающиеся узнают, что такое риторика и медиариторика, какой бывает и какой должна быть речь, в чем заключается особенность речи устной и письменной, транслируемой с помощью технических средств на большие расстояния и массовую аудиторию, освоят приемы самопрезентации и проведения интервью, научатся выступать перед публикой в нестандартных ситуациях и многому другому. Участники курса научатся анализировать стиль, структуру, смысл речей ораторов, использовать риторические приемы в своих речах, успешно выступать на публике в нестандартных условиях, составлять хрию (мини-речь, позволяющую полностью доказать или объяснить тему) на любую выбранную тему, писать журналистские тексты в разных жанрах, находить актуальные инфоповоды. Курс предполагает интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, просмотр и обсуждение видеороликов, короткометражных фильмов, прохождение тренингов, журналистскую практику. Наиболее удачные журналистские работы обучающихся буду опубликованы в СМИ.

Проектный клуб

Преподаватель: Балина И.В., методист, руководитель службы оценки качества МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

О курсе: Для современного школьника проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, которая позволяет проявить себя  индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. «Проектный клуб» формирует и обеспечивает владение обучающихся навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Курс представляет собой алгоритм действий по созданию проекта, отвечающего особенностям организации и учитывающего специфику педагогического сопровождения проектной работы на всех ее этапах .

Навыки XXI века

Преподаватель: Черепанова А.В., педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги, НСП «МЭШДОМ

О курсе: Среди специальных профессиональных навыков XXI века эксперты отмечают такие: навык комплексно решать проблемы, критически мыслить, креативить, управлять людьми, координировать действия с другими, формировать собственные суждения и принимать на их основе решения и т.д. Основной идеей курса является формирование «гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент, креативное мышление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде) и управленческими способностями (управление временем, лидерство и т.д.). Освоение этих навыков благотворно влияет на развитие навыков самопрезентации, уверенной коммуникации, умения без страха представлять свои работы на оценку широкой публике.

Психология «Мастерство общения»

Преподаватель: Цаплина А.В., педагог-психолог МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги.

О курсе: Цель курса – научить подростков понимать себя и окружающих: чувства, потребности, желания, ценности. Занятия, включенные в программу, учат заботиться о себе и поддерживать других, строить и сохранять отношения, формулировать и достигать цели, принимать решения и совершать осознанный выбор, предлагают инструменты управления внутренними и внешними ресурсами, развивают критическое мышление. Учащимся будут предложены задания на распознавание эмоций, их понимание, регуляцию и осознание. Будут рассмотрены такие важные для социального развития задачи, как понимание обмана и неверных мнений. Курс включает в себя лучшие достижения отечественной психологии в области социально-эмоционального развития, представления о социализации .

Китайский язык «Мир Поднебесной»

Преподаватель: Карачун Е.А., студентка 5 курса КГУ им.К.Э.Циолковского

О курсе: Как возникла китайская письменность? Почему каллиграфия – искусство, а не ремесло, и что называют «драгоценностями кабинета»? Кто живёт в «Небесном Дворце» и как Пань-гу сотворил мир? Разобраться в этим поможет курс «Мир Поднебесной». Его цель – сформировать у учащихся целостное представление о Китае, его культуре, истории, философии, науке и традициях, познакомить учащихся с классической китайской литературой, историей китайской письменности, основами современного китайского языка. В ходе прохождения курса учащиеся смогут проследить развитие китайского языка с древности до наших дней, рассмотреть вклад китайской культуры в мировую историю, оценить влияние исторических событий и календарной системы на культуру современного Китая, а также проанализировать влияние философии на жизнь современных китайцев.

Русский язык «От азъ до ять: истоки современного русского языка»

Преподаватель: Поезжаева А.К., студентка 5 курса КГУ им.К.Э.Циолковского.

О курсе: Старославянский и древнерусский – это названия одного языка? Почему в слове «вынуть» нет корня? Зачем в древних текстах использовались витиеватые символы над словами? Почему в старославянских текстах на конце слов писали «ъ»? Кто такая «зегзица» и почему она «кычет»? После ответа на эти и многие другие вопросы станет ясно, как читать древние тексты и определять их содержание. Основными целями курса являются: освоение системы знаний об истории русского языка, изучение истории русского литературного языка, знакомство со старославянским алфавитом, исследование этимологии русских слов, овладение учащихся умениями читать и анализировать древние тексты, работа с этимологическим словарем. Предложенный курс поможет учащемуся научиться читать и анализировать с опорой на полученные знания тексты славянских языковых памятников, выполнять практические задания, основанные на старославянских чередованиях и древних текстах, а также грамотно применять полученные знания при работе с заданиями уровня олимпиад по русскому языку

Английский разговорный клуб

Преподаватель: Дурнова Д. Н., учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 11» г.Калуга

О курсе: Курс нацелен на развитие умения свободно говорить на английском, употребляя выражения, свойственные его носителям. «Английский разговорный клуб» уводит учеников от шаблонного мышления «по учебнику» и приоткрывает завесу мира, привычного для обитателей англоязычных стран. Основными формами работы является анализ представленных аудио- и видеоматериалов, ведение дискуссии на заданную тему и разбор задач, направленных на развитие разговорного английского языка и умения нестандартно выражать свои мысли с помощью полученных знаний.

Прикладная социология

Преподаватель: Хропов Евгений Сергеевич, к.пед.н., заместитель директора Калужского филиала РАНХиГС

О курсе: человек био-психо-социальное существо и его социальная природа определяет всё развитие и личностное становление. Курс прикладной социологии поможет разобраться с природой и спектром социальных факторов, влияющих на человека. Воздействие некоторых из них возможно усилить, а некоторых необходимо нивелировать. Как это сделать – покажет курс. Он будет также полезен старшеклассникам, ориентирующихся на ЕГЭ по Обществознанию. Занятия в Гуманитарной школе организованы в дистанционном формате на платформе ZOOM. Время одного занятия – 40 мин.